Избирательные права всеобщие равные прямые альтернативные. Всеобщее, равное и прямое избирательное право: понятие и гарантии

Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.

7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.



Несмотря на то, что в действующей Конституции РФ основополагающие принципы избирательного права нашли свое закрепление только применительно к выборам Президента России (ст. 81), имеются все основания утверждать, что эти принципы в одинаковой степени обязательны для всех выборах в РФ.

Мы считаем целесообразным рассмотреть их более подробно:

· Принципы избирательного права закрепляют основы, на которых базируются механизмы правотворческого регулирования закрепленного Конституцией права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Помимо того, что они лежат в основе законов о выборах, они ещё и служат главными критериями законности и правомерности действий кандидатов, граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и др. участников избирательного процесса, свидетельствуя собой приоритетность правового регулирования отношений, связанных с реализацией и защитой избирательных прав граждан. Юридическое закрепление принципов избирательного права нашло в Конституции РФ, различных федеральных законах, уставах и законах субъектов Федерации, а так же в нормах международного права. Здесь можно выделить 2 группы принципов:

1. Принципы участия российских граждан в выборах непосредственно связаны с содержанием избирательных прав, закрепленных нормативно-правовыми актами и условиями их реализации. Здесь можно выделить принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права, добровольного участия избирателей в выборах, тайного голосования. Однако, как уже упоминалось выше, в действующей Конституции РФ основные принципы участия граждан оговариваются лишь в рамках того, что выборы Президента РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). Поэтому, особое значение приобретает статья 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая предусматривает собой свободное и добровольное участие граждан в выборах всех уровней на основе добровольного и свободного участия в них, при равных избирательных правах, а так же тайности процедуры голосования.

2. Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления(35 лет). При этом гражданин, который достигнет надень голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Этот принцип так же означает, что пол, раса, национальность, происхождение, место жительства, материальное положение и прочие факторы в учет не берутся.

При этом, стоит огласить, что всеобщее избирательное право все таки имеет свои ограничения. Это ряд избирательных цензов, которые в соответствии с нормами права устанавливают ограничения избирательных прав, в соответствии с теми или иными причинами. В этом контексте важно подчеркнуть, что в современных российский условиях установленные избирательные цензы не носят дискриминационных характер, а созданы для обеспечения заинтересованного и осознанного участия граждан в процедуре выборов, а так же с целью исключения злоупотребления избирательными правами со стороны граждан.Выделяют 2 вида ценза: возрастной ценз и ценз оседлости.

Гражданин вправе выдвигать свою кандидатуру и участвовать в качестве кандидата в выборах в том случае, если он достиг возраста 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы 21 года. Законами субъектов РФ так же может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательные органы субъектов и в органы местного самоуправления, который не должен превышать 21 года, на день голосования. А вот установление ценза на максимальный возраст кандидата не имеет и не может иметь место.

Ценз оседлости устанавливается только в рамках Конституции РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. Согласно статье 81 Конституции РФ, ценз оседлости закреплен лишь по отношению к президентским выборам и означает требование к кандидату в виде постоянного проживания на территории РФ не менее 10 лет.

Помимо упомянутых избирательных цензов на содержание всеобщего избирательного права оказывают воздействие и иные ограничительные условия, предусмотренные законодательством о выборах. Эти условия могут касаться как в целом избирательного права, так и активной и пассивной его составляющей в отдельности. Подобные дополнительные ограничения оговорены в статье 32 Конституции РФ и связаны с участием в процедуре выборов лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда или тех, которые признаны судом недееспособными. Однако, граждане признанные ограниченно дееспособными правом участия в выборах обладают.

Согласно 17 статье Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к участию в процедуре выборов в органы местного самоуправления не допускаются военнослужащие, которые проходят военную службу в воинских частях, военных учреждениях и организациях, которые располагаются на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства данных граждан расположено на территории другого муниципального образования.

В качестве дополнительных ограничений пассивного избирательного права можно выделить следующие:

Не могут быть избранными:

§ граждане РФ.имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

§ граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;

§ осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

§ осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

§ подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

§ лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;

§ гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, - на соответствующих досрочных выборах;

§ гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, - на следующих выборах Президента РФ.

Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд.

· Принцип равного избирательного права предусматривает собой, что граждане на равных правах и основаниях, т.е. каждый гражданин с юридической точки зрения обладает равными возможностями для выдвижения кандидатов, участвовать в процедуре голосования, на равных основаниях участвовать в предвыборной компании и агитации и др. избирательных действиях. Данное равенство достигается прежде всего за счет того, что гражданин может быть включен в списое избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в процедуре голосования только один раз. Каждому гражданину выдается определенное, равное количество бюллетеней. Гражданин не вправе оказывать давление на других участников избирательного процесса.

Привозникновение такой ситуации, когда на выборах в представительный орган власти субъекта РФ или муниципального образования образуются избирательные округа с разным количеством мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов равное числу мандатов, которые распределяются. Это количество голосов равно минимальному количеству распределяемых мандатов, либо равно одному. Благодаря внедрению таких мер, исключается возможность обладания избирателей разного количества голосов.

Так же важно для обеспечения равенства избирательных прав в законодательстве оговорено то, что избирательные округа должны быть равными по числу избирателей. Это способствует достижению равной значимости голосов всех избирателей. При этом «вес» голосов не будет различаться.

· Принцип прямого избирательного права подразумевает собой, что голосование за или против кандидатов проводится непосредственно. Предполагается, что каждый участвует не только непосредственно, но и лично. Согласно статье 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый избирает участвует в процессе волеизъявления лично, и не в праве голосовать за других избирателей.

· Принцип добровольного участия в выборах подразумевает, что никто не имеет права оказывать какое либо влияние на гражданина чтобы склонить его к участию в выборах или неучастию, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Избиратель самостоятельно должен решить участвовать ему в выборах или нет, а так же как он будет голосовать.

· Принцип тайного голосования . Исключает собой какой либо контроль за волеизъявлением избирателей. Соблюдение тайной процедуры голосования является одной из главных задач избирательных комиссий при выборах различных уровней. Однако здесь следует учитывать то, что не смотря на данную обязанность избирательных комиссий, они не могут заставить граждан голосовать в специально предусмотренных кабинах. Гражданин может заполнить свой бюллетень в любом удобном для него месте в пределах избирательной комиссии. Так же следует отметить, что действия граждан при процедуре голосования не должны носить агитационного характера.

· Обязательность выборов. Выборы – единственный законный способ формирования органов государственной власти и органов власти муниципальных образований путем волеизъявления граждан. Выборы должны назначаться соответствующими государственными или муниципальными органами, в соответствии со сроками, установленными законом. Если выборы не назначаются соответствующими органами власти, то решение об их назначение накладывается на соответствующую избирательную комиссию. Если выборы так и не были назначены избирательной комиссией, или такая комиссия отсутствует, в соответствии с 10 статьей Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления собираются заявления по результатам которых, соответствующий суд общей юрисдикции определяет срок проведения процедуры голосования.

· Периодичность выборов. Оговаривает время в рамках которогодолжны истекать полномочия выборных органов и лиц, и как соответствует периодичность назначения процедуры выборов. Эти временные промежутки должны быть оптимальными для обеспечения стабильной работы органов власти и выборных лиц, а так же гарантировать сменяемость и предотвращать слишком длинное обладание полномочиями одних и тех же органов и лиц.

Статья 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет срок полномочий избранных должностных лиц и органов власти, которые составляет не более пяти лет. Периодичность выборов так же достигается путем установления дня голосования, которым является второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки их полномочий. Такой порядок постановки дней голосования так же способствует реализации принципа периодичности.

· Альтернативность выборов . Дает возможность избирателям свободного выбора одного из нескольких кандидатов. Благодаря этому принципу обеспечивается состязательность кандидатов и избирательных объединений.

В качестве дополнительной гарантии свободы волеизъявления избирателей можно определить то, что избранным считается кандидат в том случае, если за него проголосовало не менее 50% от общего числа избирателей, которые приняли участие в голосовании.

· Независимость избирательных комиссий означает, что избирательные комиссии образуются специально для проведения, реализации и защиты граждан при подготовке и проведении процедуры голосования. Созданы системы избирательных комиссий в которые включают: ЦИК (центральная избирательная комиссия), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (т.е. районные, городские) избирательные комиссии, а так же участковые избирательные комиссии. Каждая избирательная комиссия считается независимой, что обеспечивается следующими условиями:

1. Особый порядок формирования;

2. Ряд полномочий, который наделяет избирательные комиссии исключительными правами в рамках составления списков избирателей для организации и подготовки процедуры голосования, регистрации списков кандидатов и в определении результатов проведенных выборов;

3. Установление определенных ограничений для членов избирательных комиссий (наделение правом решающего голоса);

4. Принятые избирательными комиссиями решения являются обязательными для всех органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, различных учреждений государственного типа, местного самоуправления, кандидатов, избирательных и общественных объединений, организаций и т.д.

5. Расформировать избирательную комиссию возможно лишь в случае принятия судебного решения, в порядке принятом и установленным законом.

Независимость избирательных комиссий в вопросах организации и проведения выборов исключает создание и деятельность подменяющих их органов, препятствующих их законной деятельности. Она также не допускает противоправного вмешательства в деятельность избирательных комиссий, полного или частичного присвоения их статуса и полномочий со стороны каких-либо иных органов и должностных лиц.

Сегодня система избирательных комиссий в России представлена Центральной избирательной комиссией РФ, 83 избирательные комиссии субъектов РФ и более 2,5 тысяч территориальных избирательных комиссий, на федеральных выборах действует более 96 тысяч участковых избирательных комиссий. При этом, важно отметить, что система избирательных комиссий не входит ни в одну из ветвей государственной власти, однако ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов в РФ.

· Гласность. Вся деятельностьизбирательных комиссий при подготовке и проведении выборов (сюда так же включается и подсчет голосов, и установка итогов и результатов голосования) должна осуществляться открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

Выборы Президента в РФ проходят не менее чем 1 раз в 6 лет, если не назначены внеочередные выборы. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания.

Активным избирательным правом на выборах Президента РФ обладают граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет, за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. При этом каждый избиратель независимо от каких-либо цензов, пола, места проживания и т. п. имеет один голос.

Кандидат в Президенты РФ должен отвечать следующим требованим :

иметь гражданство РФ (приобретенное по любому основанию);

быть не моложе 35 лет (предельный возраст законодательство не устанавливает;

по Конституции 1978 г. кандидат не мог быть старше 65 лет); постоянно проживать в Российской Федерации не менее десяти лет (нет указания на необходимость непрерывного проживания в течение этого срока;

кроме того, кандидат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории Российской Федерации).

Президентом РФ не может быть избран гражданин РФ , в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока и этот срок ко дню голосования не истек, а также на досрочных выборах – гражданин РФ, замещавший должность Президента РФ и прекративший исполнение полномочий досрочно вследствие добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие полномочия или отрешения от должности.

Выдвижение кандидатов возможно:

политическими партиями , избирательными блоками, при этом партия, блок могут выдвинуть только одного кандидата, в том числе и не являющегося членом данной партии или партий и объединений, входящих в избирательный блок;

в порядке самовыдвижения , т. е. самим гражданином, обладающим пассивным избирательным правом при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей численностью не менее 500 человек.

Регистрацию кандидатов осуществляет ЦИК после проверки собранных в поддержку кандидата не менее чем 2 млн подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей, т. е. предварительную поддержку кандидат должен получить как минимум в 40 российских регионах (примерно в половине). Выборы Президента РФ осуществляются по единому (общероссийскому) одномандатному избирательному округу, результаты выборов определяет ЦИК.

Для определения результатов выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства : избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей (50 % плюс один голос), принявших участие в голосовании. При этом порог явки избирателей, для того чтобы выборы были признаны состоявшимися, составляет 50 % от числа избирателей, обладающих активным избирательным правом. Если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по сравнению с другими кандидатами, будет меньше числа голосов, поданных против всех кандидатов, а также если из двух зарегистрированных кандидатов ни один не получил более 50 % голосов избирателей, выборы признаются несостоявшимися. Если абсолютного большинства не получил ни один из трех или более кандидатов, то через 21 день проводится повторное голосование (второй тур) по двум лучшим кандидатурам, т. е. получившим в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Если ко дню повторного голосования один из них выбывает, то в борьбу за пост Президента РФ включается следующий по числу полученных в первом туре голосов кандидат.

Если выборы Президента РФ будут признаны несостоявшимися или недействительными, то назначаются повторные выборы, которые должны состояться не позднее чем через четыре месяца.

Конституционно – правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы :

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ (ст.80 Конституции РФ);

3) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Функции Президента РФ :

представительская функция : будучи главой суверенного государства, Президент представляет РФ как в международных отношениях, так и внутри страны – в отношениях с субъектами РФ, муниципальными образованиями и т.д.

функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и гос. целостности РФ;

обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней;

определение основных направлений внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Полномочия Президента РФ :

1.Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц :

назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства;

принятие решения об отставке Правительства РФ;

назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;

2. Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти:

назначение выборов депутатов Государственной Думы;

право роспуска Государственной Думы в предусмотренных Конституцией РФ случаях;

назначение федерального референдума;

обладание правом законодательной инициативы;

право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами гос. власти, а также между региональными органами государственной власти (включая обращение в суд для разрешения спора);

отмена актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ и приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека.

3.Полномочия в области внешней политики:

осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;

издание актов о признании иностранных государств, установлении дипломатических отношений;

ведение переговоров и подписание международных договоров РФ;

назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

4.Полномочия в области обороны и безопасности:

утверждение военной доктрины;

назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

формирование Совета Безопасности РФ и руководство его деятельностью;

выполнение полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (постоянно: и в мирное, и в военное время);

введение на всей территории РФ или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения.

5.Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности :

решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища;

учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, дача согласия на получение государственных наград иностранных государств, присвоение почетных званий;

осуществление помилования.

Полномочия Президента реализуются посредством принятия им правовых актов . Акты Президента не могут противоречить Конституции РФ и фед. законам.

Принципы избирательного права .

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

1. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.

2. Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными . Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

3. Выборы в Российской Федерации являются прямыми . Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

4. Голосование на выборах в Российской Федерации тайное . Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

5. Свободные выборы – основаны на свободном и добровольном участии граждан РФ при реализации своего конституционного права избирать и быть избранным. На государство возлагается ответственность гарантировать свободу волеизъявления граждан путем защиты демократических принципов и норм субъективного права.

6. Участие в выборах – право, а не обязанность! В РФ, во всяком случае. Правда, можно свалить на пикник, но это безответственно – кто-то пашет, кто-то жрёт.

7. Тайное голосование – каждый избиратель подает свой голос свободно, не подвергаясь при этом какому-либо контролю со стороны кого-либо. Контроль за волеизъявлением избирателей рассматривается законом как уголовное преступление и карается по УК РФ.

В РФ – Россия только вступает на путь демократического развития. В силу слабости политической системы принципы не всегда реализуются последовательно.

8. Сочетание мажоритарной и пропорциональьной избирательных систем в РФ . Мажоритарные – такие, в которых в основу определения результатов голосования положен принцип большинства. Мажоритарные системы бывают абсолютного большинства (50%+1 голос от пришедших на выборы) и относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат из списка кандидатов, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если это большинство и меньше половины.

Пропорциональная система – строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. После голосования определяется избирательное частное (избирательный метр, избирательная квота) – наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата: количество проголосовавших избирателей делится на количество мест в палате парламента (которые избираются по пропорциональной системе). После делят избирательный метр на количество голосов, полученных партией.

9. Гласность – подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно. В ходе избирательного процесса разрешено искать, получать и распространять информацию любым законным способом и в рамках, определенных избирательным законодательством.

10. Финансирование выборов – финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов, осуществляется преимущественно из средств государственного бюджета. Кроме них, для финансирования предвыборных кампаний кандидаты и политические партии вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования в пределах, установленных законов.

11. Гарантии прав избирателей и кандидатов при выборах в РФ . Любой гражданин, обладающий избирательным правом, может обратиться в участковую избирательную комиссию по поводу нарушений его избирательных прав – неправильных данных в списках избирателей. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 24 часов, а в случае отказа комиссии – ее действия можно обжаловать в суде по месту нахождения избирательного участка. Нарушители прав избирателей и кандидатов несут юридическую ответственность в соответствии с законов. Гражданин РФ может избирать и быть избран вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, происхождения, должности, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

В соответствии с международным договоров и законодательством РФ и ее субъектов в выборах в органы местного самоуправления могут принимать участие и иностранцы, постоянно проживающие на территории данного муниципального образования.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав, установленных законом.

Ключевые слова: понятие, гарантии, всеобщего, равного, прямого, избирательного, права

Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации установленных ФЗ избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах, референдуме.

Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах . Гражданин РФ, достигший 18 лет , вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории РФ. Эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления всем гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта РФ либо муниципального образования. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Установление федеральным законом, законом субъекта РФ продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на территории ее субъекта, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

Законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации ее гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 года на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица , в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, ФЗ, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации.

В соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.

Выборы, проводимые в РФ, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права - наличие у каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Второй элемент равного избирательного права - участие в выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, если образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущ. и должностного положения, места жительства, отн-я к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Выборы в РФ являются прямыми . Прямое избирательное право означает, что граждане РФ голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным . При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Немного истории, или - по каким законам мы выбираем

Как было

До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции «сверху» и «снизу», «подковерные» решения приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Первое законодательное закрепление в России всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, было сделано «сталинской» Конституцией 1936 года. Однако принципы эти являлись не более чем фикцией. У руля стояли «дряхлеющие старики», а народ находился на равноудаленном расстоянии от власти.

Но несмотря ни на что, уже теперь в свой актив Россия может занести два важных достижения .Наиболее важное из них - в сознание людей, в их жизнь, привычные представления входит простая мысль: законная власть - не от Бога, не от традиции, не от решения последнего пленума ЦК партии, а только от свободного волеизъявления народа .

Выборы в России проводятся в соответствие со следующими принципами: свободные, всеобщие, прямые, равные, альтернативные при тайном голосовании.

Что означает свободные выборы? Избирать, участвовать в голосовании, избираться - это право, а не обязанность. Никакие меры ответственности за не участие в выборах не применяются. Однако если право существует, им нужно пользоваться. Ведь если Вы не придете голосовать, то это значит, что решение за Вас будут принимать другие. А бывает и так, что за не пришедших просто подбрасывают бюллетени.

Что значит Всеобщие выборы? Это означает, что граждане РФ, достигшие установленного законом возраста, автоматически приобретают право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, происхождения и т. д. Исходя из этого принципа, все избиратели, достигшие 18 лет, включаются в список избирателей на своем участке и им фактически предоставляется возможность без каких-либо препятствий проголосовать.

Что значит Прямые? Это означает, что избиратели сами непосредственно голосуют за своих кандидатов.

Что значит Равные? Это значит, что каждый голос избиратель имеет один голос и голос каждого расценивается одинаково.

Что значит Альтернативные? Это значит, что избирателю предоставляется право выбрать из нескольких кандидатов или партий.

Что значит «при тайном голосовании»? Это значит, что вам гарантируется тайна вашего выбора. Никто не вправе повлиять на ваше волеизъявление или применить к вам какие-либо меры ответственности за сделанный выбор. Дабы обеспечить тайну голосования на избирательных участках устанавливаются кабины для голосования.

2024 ilyinskieluga.ru. Недвижимость в России.