Тестовые задания для педагогов по инклюзивному образованию. Деловая игра «Инклюзивное образование

Тест для итоговой аттестации (зачет) по курсу «Инклюзивное образование»

1. Выберите правильный ответ: Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:

    инклюзия Б) нтеракция,

    индивидуализация.

2. Выберите правильный ответ: Инклюзия представляет собой:

A) форму сотрудничества;

Б) частный случай интеграции;

B) стиль поведения.

3. Выберите правильный ответ: Различают два вида интеграции:

    внутреннюю и внешнюю,

Б) пассивную и творческую,

    образовательную и социальную.

4. Выберите правильный ответ: Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее вкль

ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:

A) групповая интеграция,

Б) образовательная интеграция,

B) коммуникация.

5. Выберите правильный ответ: Социальная интеграция должна быть обеспечена:

A) всем без исключения детям с нарушениями в развитии,

Б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,

B) детям, обучающимся только в специальных учреждениях.

6. Выберите правильный ответ: Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было а

трудах отечественного учёного:

    А.Н, Леонтьева, Б) С.Л Рубинштейна,

    Л.С. Выготского.

7. Выберите правильный ответ: Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:

    Великобритания, Б) Россия,

    Франция.

8. Выберите правильный ответ: В 70-е г.г. XX в. в странах зап. и восточной Европы отмечаются первые преце, закрытия коррекционных учреждений, из-за:

A) отсутствия детей с ОВЗ,

Б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа,

B) обучения детей с ОВЗ на дому.

9. Выберите правильный ответ: В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:

    60-ые г.г. XX в., Б) 90-ые г.г. XX .,

    70-ые г.г. XX в..

10. Выберите правильный ответ: В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения дет нормальным и нарушенным развитием принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:

    зрительного анализатора,

Б) интеллекта,

    слухового анализатора.

11. Выберите правильный ответ: В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:

А) инклюзия не может носить массовый характер,

Б) инклюзия должна носить массовый характер,

12. Выберите правильный ответ: В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного (обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:

    детей с ндрушением опорно-двигательного аппарата,

Б) детей с нарушением интеллекта,

    детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа.

13. Выберите правильный ответ: Какой из следующих принципов не относится к принципам отечественной (инклюзивного) обучения:

A) интеграция через раннюю коррекцию;

Б) интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку;

B) интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения;

Г) диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков.

13. Выберите правильный ответ: построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и в взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического
сопровождения образования ребенка и его семьи, называется:

    инклюзивная образовательная вертикаль,

Б) инклюзивная образовательная горизонталь,

    инклюзивная образовательная параллель.

Г)

14. Выберите правильный ответ: На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенка
ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках:

    общеобразовательной средней школы,

Б) дошкольных учреждений,

    семьи.

15. Выберите правильный ответ: Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:

A) профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возкновение профессиональных интересов и выборов,

Б) сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников,

B) ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения.

16. Выберите правильный ответ: Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:

А) инклюзивной горизонтали,

Б) инклюзивной вертикали.

17. Выберите правильный ответ: Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:

A) юности,

Б) раннего детства,

B) младшего школьного возраста.

18. Выберите правильный ответ: Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдет условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:

    комплексность непрерывность,

Б) шаговой доступности,

    единства, целей.

19. Выберите правильный ответ: Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию; информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной
вертикали будет фиксироваться в его индивидуальной карте («карта развития»).

A) преемственности,

Б) профессиональной компетентности,

B) шаговой доступности.

20. Выберите правильный ответ: Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:

    расширение доступа к образованию;

Б) интеграция;

    мэйнстриминг;

21. Выберите правильный ответ: Согласно концепции СФГОС, какой из компонентов рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление отенциальных возможностей для их активной реализа! настоящем и будущем.

А) компонент «жизненной компетенции»,

Б) «академический» компонент.

22. Выберите правильный ответ: В СФГОС выделено образовательных областей:

Б) 4

23. Выберите правильный ответ: Определите, о какой из образовательных областей СФГОС идет речь: знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением:

А) естествознание,

Б) искусство,

В)

Наталья Коршунова
Деловая игра «Инклюзивное образование»

Цель : повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования .

Оборудование : Доска, мел, листы бумаги, ручки,

Ход деловой игры:

1. Уважаемые педагоги, сегодня я хочу рассказать вам притчу, которая называется «Рискнуть попробовать»

Цель : выявление своих возможностей.

"Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него . Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал : «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть? (ответы)

Какие черты характера характеризуют последнего претендента? (ответы)

"Часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения, он осмысливает прочувствованное (увиденное) и ему кажется, что он может реалистично ее оценить и сделать правильные выводы. Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов. Философское определение «Практика - критерий истины» .

В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 2 десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития (слайд 2- определение ОВЗ,инвалид)

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей растёт.

Также в последние годы наблюдается новая тенденция - родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа (не имеют возможности) и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. И это желание родителей закреплено законодательно.

Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование .

В основу инклюзивного образования положена идеология , которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности . Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования .

На слайде вы видите определение понятий : ребёнок с ОВЗ и ребёнок-инвалид. Коллеги, скажите, может ли ребёнок с ОВЗ одновременно быть инвалидом и наоборот? (ответы)

Дети с ОВЗ не являются инвалидами, пока не признаны таковыми федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) Таким образом , ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок-инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ.

Одним из первых представлений о инклюзии являлось простое «перемещение» учащихся из специализированных школ и детских садов в школы по месту жительства или из специальных классов - в классы, группы общеобразовательные . (на доске мелом) . Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. И часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей.

Возникает вопрос, вернее множество вопросов : готовы, ли педагоги, специалисты, руководители дошкольных образовательных учреждений работать по-новому и как сделать так, чтобы образование детей с ОВЗ стало качественным?

Поэтому коллеги, для начала давайте проговорим с вами проблемы, которые непосредственно волнуют каждого из нас.

2. Упражнение

Цель : выявление проблем связанных с внедрением инклюзивного образования .

Педагоги, предлагаю по очереди обратиться друг к другу со словами «О чем печалитесь, Сударыня?» в ответ педагог должен ответить «А печалюсь я Сударыня о том, что.» и назвать проблему, связанную с внедрением инклюзивного образования , которая его особенно волнует. Позвольте, я начну (кратко записываю проблемы на доске, пока все говорят) .

Уважаемые педагоги, все вы видите, что проблемы существуют и их очень много. Предлагаю их ещё раз обозначить (прошу кого-нибудь перечислить) .

Сейчас я предлагаю познакомиться с опытом коллег, осуществляющих инклюзивное образование в своём образовательном учреждении . Вспомните философское определение «Практика - критерий истины» (видеосюжет) .

3. Упражнение "Синквейн"

Цель : активизировать познавательную активность педагогов.

Чтобы справиться с нашими трудностями, нам необходимо глубже разобраться с понятием «Инклюзивное образование » . Для этого я предлагаю вам составить синквейн к понятию «Инклюзивное образование » . Все вы знаете, что слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» .

(Работа в группах. Каждая группа зачитывает свои варианты синквейна) .

1. Существительное 1 слово (заголовок) .

2. Прилагательные (2 слова) .

3. Глаголы (3 слова) .

5. Одно слово - существительное (резюме) .

4. Упражнение «Я проектировщик»

Цель : определение основных направлений работы педагогического коллектива в связи с внедрением инклюзивного образования в практику дошкольного учреждения.

Просмотр отрывка из мультипликационного фильма «Цветик - семицветик» .

Коллеги, какой метод использовала девочка для того, чтобы мальчик стал здоровым? (ответы)

Предлагаю определить основные направления в работе нашего коллектива. Перед каждой группой цветной лепесток, символизирующий одно из направлений в работе. Выберите из предложенных вариантов один.

(после работы, каждая группа озвучивает одно из выбранных направлений в работе)

Ресурсы :

Деловая игра игра для педагогов ДОУ «Изучаем ФГОС дошкольного образования » Кудасова О. В.

Тест для итоговой аттестации (зачет) по курсу «Инклюзивное образование»

1. Выберите правильный ответ: Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:

    инклюзия Б) нтеракция,

    индивидуализация.

2. Выберите правильный ответ: Инклюзия представляет собой:

A) форму сотрудничества;

Б) частный случай интеграции;

B) стиль поведения.

3. Выберите правильный ответ: Различают два вида интеграции:

    внутреннюю и внешнюю,

Б) пассивную и творческую,

    образовательную и социальную.

4. Выберите правильный ответ: Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее вкль

ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:

A) групповая интеграция,

Б) образовательная интеграция,

B) коммуникация.

5. Выберите правильный ответ: Социальная интеграция должна быть обеспечена:

A) всем без исключения детям с нарушениями в развитии,

Б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,

B) детям, обучающимся только в специальных учреждениях.

6. Выберите правильный ответ: Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было а

трудах отечественного учёного:

    А.Н, Леонтьева, Б) С.Л Рубинштейна,

    Л.С. Выготского.

7. Выберите правильный ответ: Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:

    Великобритания, Б) Россия,

8. Выберите правильный ответ: В 70-е г.г. XX в. в странах зап. и восточной Европы отмечаются первые преце, закрытия коррекционных учреждений, из-за:

A) отсутствия детей с ОВЗ,

Б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа,

B) обучения детей с ОВЗ на дому.

9. Выберите правильный ответ: В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:

    60-ые г.г. XX в., Б) 90-ые г.г. XX .,

    70-ые г.г. XX в..

10. Выберите правильный ответ: В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения дет нормальным и нарушенным развитием принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:

    зрительного анализатора,

Б) интеллекта,

    слухового анализатора.

11. Выберите правильный ответ: В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:

А) инклюзия не может носить массовый характер,

Б) инклюзия должна носить массовый характер,

12. Выберите правильный ответ: В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного (обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:

    детей с ндрушением опорно-двигательного аппарата,

Б) детей с нарушением интеллекта,

    детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа.

13. Выберите правильный ответ: Какой из следующих принципов не относится к принципам отечественной (инклюзивного) обучения:

A) интеграция через раннюю коррекцию;

Б) интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку;

B) интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения;

Г) диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков.

13. Выберите правильный ответ: построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и в взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического
сопровождения образования ребенка и его семьи, называется:

    инклюзивная образовательная вертикаль,

Б) инклюзивная образовательная горизонталь,

    инклюзивная образовательная параллель.

14. Выберите правильный ответ: На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенка
ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках:

    общеобразовательной средней школы,

Б) дошкольных учреждений,

15. Выберите правильный ответ: Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:

A) профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возкновение профессиональных интересов и выборов,

Б) сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников,

B) ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения.

16. Выберите правильный ответ: Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:

А) инклюзивной горизонтали,

Б) инклюзивной вертикали.

17. Выберите правильный ответ: Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:

A) юности,

Б) раннего детства,

B) младшего школьного возраста.

18. Выберите правильный ответ: Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдет условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:

    комплексность непрерывность,

Б) шаговой доступности,

    единства, целей.

19. Выберите правильный ответ: Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию; информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной
вертикали будет фиксироваться в его индивидуальной карте («карта развития»).

A) преемственности,

Б) профессиональной компетентности,

B) шаговой доступности.

20. Выберите правильный ответ: Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:

    расширение доступа к образованию;

Б) интеграция;

    мэйнстриминг;

21. Выберите правильный ответ: Согласно концепции СФГОС, какой из компонентов рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление отенциальных возможностей для их активной реализа! настоящем и будущем.

А) компонент «жизненной компетенции»,

Б) «академический» компонент.

22. Выберите правильный ответ: В СФГОС выделено образовательных областей:

23. Выберите правильный ответ: Определите, о какой из образовательных областей СФГОС идет речь: знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением:

А) естествознание,

Тест для итоговой аттестации (зачет) по курсу «Инклюзивное образование»
1. Выберите правильный ответ: Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
инклюзия Б) нтеракция,
индивидуализация.
2. Выберите правильный ответ: Инклюзия представляет собой:
A) форму сотрудничества;
Б) частный случай интеграции;
B) стиль поведения.
3. Выберите правильный ответ: Различают два вида интеграции:
внутреннюю и внешнюю,
Б) пассивную и творческую,
образовательную и социальную.
4. Выберите правильный ответ: Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее вкль
ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:
A) групповая интеграция,
Б) образовательная интеграция,
B) коммуникация.
5. Выберите правильный ответ: Социальная интеграция должна быть обеспечена:
A) всем без исключения детям с нарушениями в развитии,
Б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,
B) детям, обучающимся только в специальных учреждениях.
6. Выберите правильный ответ: Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было а
трудах отечественного учёного:
А.Н, Леонтьева, Б) С.Л Рубинштейна,
Л.С. Выготского.
7. Выберите правильный ответ: Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:
Великобритания, Б) Россия,
Франция.
8. Выберите правильный ответ: В 70-е г.г. XX в. в странах зап. и восточной Европы отмечаются первые преце, закрытия коррекционных учреждений, из-за:
A) отсутствия детей с ОВЗ,
Б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа,
B) обучения детей с ОВЗ на дому.
9. Выберите правильный ответ: В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:
60-ые г.г. XX в., Б) 90-ые г.г. XX .,
70-ые г.г. XX в..
10. Выберите правильный ответ: В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения дет нормальным и нарушенным развитием принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:
зрительного анализатора,
Б) интеллекта,
слухового анализатора.
11. Выберите правильный ответ: В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:
А) инклюзия не может носить массовый характер,
Б) инклюзия должна носить массовый характер,
12. Выберите правильный ответ: В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного (обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:
детей с ндрушением опорно-двигательного аппарата,
Б) детей с нарушением интеллекта,
детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа.
13. Выберите правильный ответ: Какой из следующих принципов не относится к принципам отечественной (инклюзивного) обучения:
A) интеграция через раннюю коррекцию;
Б) интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку;
B) интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения;
Г) диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков.
13. Выберите правильный ответ: построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и в взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогическогосопровождения образования ребенка и его семьи, называется:
инклюзивная образовательная вертикаль,
Б) инклюзивная образовательная горизонталь,
инклюзивная образовательная параллель.
Г)
14. Выберите правильный ответ: На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенкаограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках:
общеобразовательной средней школы,
Б) дошкольных учреждений,
семьи.
15. Выберите правильный ответ: Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:
A) профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возкновение профессиональных интересов и выборов,
Б) сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников,
B) ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения.
16. Выберите правильный ответ: Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:
А) инклюзивной горизонтали,
Б) инклюзивной вертикали.
17. Выберите правильный ответ: Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:
A) юности,
Б) раннего детства,
B) младшего школьного возраста.
18. Выберите правильный ответ: Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдет условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:
комплексность непрерывность,
Б) шаговой доступности,
единства, целей.
19. Выберите правильный ответ: Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию; информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательнойвертикали будет фиксироваться в его индивидуальной карте («карта развития»).
A) преемственности,
Б) профессиональной компетентности,
B) шаговой доступности.
20. Выберите правильный ответ: Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:
расширение доступа к образованию;
Б) интеграция;
мэйнстриминг;
21. Выберите правильный ответ: Согласно концепции СФГОС, какой из компонентов рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление отенциальных возможностей для их активной реализа! настоящем и будущем.
А) компонент «жизненной компетенции»,
Б) «академический» компонент.
22. Выберите правильный ответ: В СФГОС выделено образовательных областей:
8
Б) 4
23. Выберите правильный ответ: Определите, о какой из образовательных областей СФГОС идет речь: знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением:
А) естествознание,
Б) искусство,

В Москве прошла видеоконференция, посвященная проблемам и вопросам инклюзивного образования в России. В рамках конференции эксперты из разных регионов страны поделились своим опытом работы. У зрителей конференции была возможность задать свои вопросы.

Объединенная издательская группа «ДРОФА - ВЕНТАНА» приглашает педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, делиться своими методическими разработками к урокам в инклюзивных классах.

Все работы будут размещены на сайте.

Как вы считаете, дети с разными заболеваниями (синдром Дауна, РАС, психические расстройства, ДЦП) могут обучаться в одном классе?

В любом вопросе необходимо опираться на разумность его решения. Конечно, не стоит в один класс зачислять детей из разных нозологических групп. Все перечисленные нарушения могут быть объеденены интеллектуальной недостаточностью, что может быть основанием для их совместного обучения. В то же время, если выраженность расстройств аутистического спектра крайне велика, то целесообразно рассмотреть другие возможности обучения. Такая же рекомендация относится и к детям с ДЦП. Если у ребенка нарушения двигательной сферы выражены и резко сужают самостоятельность передвижения и формирование навыков самообслуживания, то вариант совместного обучения вышеперечисленных категорий детей стоит не рассматривать.

Напомним, что существует документ - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26), в Приложении к которому указаны рекомендуемые нормативы комплектования классов.

Приложение № 1

к СанПиН 2.4.2.3286-15

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ

Варианты программ образования*

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

максимальное количество обучающихся

Глухие обучающиеся

Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом - не более 20 обучающихся, при 2 глухих - не более 15 обучающихся

Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся

Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем - не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших - не более 20 обучающихся

I отделение: 8 II отделение: 6

Вариант не предусмотрен

Слепые обучающиеся

Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся, при 2 слепых - не более 15 обучающихся

Слабовидящие обучающиеся

Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся

Вариант не предусмотрен

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся.

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Не более 2 обучающихся с НО ДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НО ДА - не более 20 обучающихся, при 2 - не более 15 обучающихся.

Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)

Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС - не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС - не более 15 обучающихся

Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся

Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся

Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2-х обучающихся с РАС в классе с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Примечание:* варианты программ:

1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;

2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения;

3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью);

4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).

Почему педагогический институт выпускает учителя-предметника, но не дефектолога, не специалиста по работе с детьми с ОВЗ?

По каждому направлению подготовки в высшем образовании всегда предусмотрен небольшой курс «Основы специальной педагогики и коррекционной психологии», направленный на формирование определенного круга представлений о детях с ОВЗ, приемах и методах работы с ними. Конечно, такого курса недостаточно для того, чтобы правильно организовать образовательный процесс для этих детей. Однако профессиональный рост педагога предполагает овладение новыми компетенциями не только в рамках самообразования, но и в рамках прохождения курсов повышения квалификации. Сегодня существует большое количество программ дополнительного профессионального образования, позволяющих овладеть технологиями обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, в условиях введения ФГОС ОВЗ. Пример, Московский реестр программ дополнительного профессионального образования для педагогических кадров.

Опишите пожалуйста опыт создания коррекционно-развивающей среды при обучении умственно-отсталых детей.

Для чего детям с ЗПР и с синдромом Дауна обучаться в обычном классе? Как учителю разорваться между такими разными учениками?

Дети с ЗПР очень успешны в инклюзивном классе при организации правильного подхода и понимания природы ЗПР. В данном случае следует говорить и о успешной социализации и успешности обучения. В случае с детьми с синдромом Дауна - также возможны позитивные образовательные результаты, но СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ дает непревзойденные результаты.

Как можно организовать работу с детьми с заиканием?

С учетом традиционных принципов работы с детьми, имеющих заикание, а также привлекая к оказанию помощи учителя-логопеда.

Что думают об инклюзивном образовании медики?

Напомним, что существует документ от врачей - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26). Конечно, каждый конкретный случай обучения ребенка с ОВЗ и инвалидностью - это индивидуальная образовательная история. У каждого есть свои рекомендации по обучению, полученные от психолого-медико-педагогической комиссии.

Инклюзию нам « спустили сверху » ? Или это потребности повседневной жизни?

Инклюзия - это потребность повседневной жизни. Интересный факт - инклюзия была всегда, только носила стихийный, непродуманный характер. Закон об образовании в Российской Федерации (2012) помогает сделать нам процесс инклюзии осмысленным, продуманным. Думаем, что потребуется время, для того, чтобы инклюзия была принята как обычный естественный процесс.

Вопрос из школы с дистанционным обучением детей-инвалидов. Есть тьютор. У бухгалтерии возникает много вопросов по введению ставки тьютора. Какие вопросы регламентируют его введение?

В настоящее время принят профессиональный стандарт тьютора. По необходимости руководитель, формируя штатное расписание, может ввести такую ставку.

Что делать, если в школе нет условий для обучения детей с ОВЗ? Как вести уроки?

Вести уроки следует на основе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей, с опорой на знание особенностей психофизического развития детей с ОВЗ и инвалидностью.

Как наладить взаимоотношения между детьми в таких классах?

Следует очень внимательно отнестись к формированию позитивного психологического климата в школьном сообществе, в сообществе класса, с учетом родительского мнения. Очень полезны тренинги для детей, где они могут столкнуться с ограничениями и понять, что чувствуют дети с особыми образовательными потребностями. Необходимо посмотреть на себя, на свое отношение к детям с ОВЗ, так как учитель – это значимый взрослый для обучающегося. Думаем, что вам будет интересно посмотреть вебинар Городского психолого-педагогического центра «История, доступная для всех!?»

Мне кажется, что социализация - это одно, а получение знаний это другое. Иной раз думаешь, если с ребенком ОВЗ заниматься отдельно, то он больше поймет

Работая в системе образования, каждый учитель должен понимать, что основа обучения - это не знания, ради знаний, а знания для жизни! Поэтому социализация и обучение - это два неразрывных процесса.

Напишите, пожалуйста, на какой диагностический инструментарий должен опираться психолог при работе с разными категориями детьми?

Думаю, что ответ будет очень распространенным. Хотелось бы посоветовать обратиться к различным диагностическим пособиям таких авторов как Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, С.Б. Лазуренко, А.Р. Лурия и др.; учебным пособиям по специальной психологии.

И на какие программы опираться при составлении коррекционно-развивающей программы для разных категорий детей (РАС ДЦП, ЗПР...)

Адаптированные основные образовательные программы следует писать с опорой на примерные АООП, расположенные по ссылке

Хотелось бы подробнее узнать о положительном опыте организации инклюзивного обучения в профессиональном образовании (колледж)

Положительный опыт организации инклюзивного обучения в профессиональном образовании Вы можете увидеть на примере деятельности Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4», Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Технологический колледж № 21». Думаю, что вам будет интересно посмотреть запись межрегионального семинара «Развитие инклюзивной школы в условиях реализации ФГОС ОВЗ», который проведен ГБУ ГППЦ ДОгМ 5-7 декабря 2016 года. Уже в ближайшее время запись семинара будет размещена на сайте Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы в разделе WEB-совет/

2024 ilyinskieluga.ru. Недвижимость в России.