Психология. Развитие психики и сознание

Со­знания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмо­циональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, при­ятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение вни­мания. Еще большее значение для возникновения непроизволь­ного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и мо­ральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Синонимами слова произвольное (внимание) являются сло­ва активное или волевое. Все три термина подчеркивают ак­тивную позицию личности при сосредоточении внимания на развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.


ВОПРОС 24

Свойства внимания

Распределение внимания выражается в умении одновре­менно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

В некоторых профессиях распределение внимания приоб­ретает особенно важное значение. Такими профессиями явля­ются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясня­ет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске,

С точки зрения физиологии распределение внимания объяс­няется тем, что, при наличии в коре головного мозга оптималь­ной возбудимости, в отдельных ее участках имеется лишь час­тичное торможение, в результате чего данные участки в состо­янии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает инте­рес.

Необходимым условием устойчивости внимания являет­ся разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Вос­приятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Фи­зиологически это объясняется тем, что под влиянием длитель­ного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участ­ке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. «Внимание к объекту, - пишет Станис­лавский, - вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посторонними раз­дражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внима­ния, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосре­доточенной и напряженной работе, что объясняется непрерыв­ной сменой возбуждения и торможения в коре головного моз­га.

Как свидетельствуют исследования психологов, даже час­тые колебания внимания в короткие промежутки времени (1- 5 секунд) не сказываются заметным образом на его устойчиво­сти при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 минут колебания внимания могут привести к не­произвольному отвлечению от объекта, что лишний раз дока­зывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

К свойствам внимания относится и переключение внима­ния.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (про­извольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднаме­ренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в услови­ях применения новых способов действий. Преднамеренное пе­реключение внимания сопровождается участием волевых уси­лий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно проте­кает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Закономерность циркуляции, флуктуации внимания - через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от при­ема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна.

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показа­ли, чтокачества внимания зависят, от свойств нервной систе­мы человека.

Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой до­полнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с силь­ной - даже повышают концентрацию внимания. Люди с инер­тной нервной системой испытывают затруднения в переключе­нии и распределении внимания.
ВОПРОС 25

Общие понятия о памяти

Память - форма психического отражения, заключающая­ся в закреплении , сохранении и последующем воспроизведе­нии прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу созна­ния. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее не­возможно понять основы формирования поведения, мышле­ния, сознания, подсознания.

Образы предметов или процессов реальной действитель­ности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти делятся на единичные и общие.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздей­ствовавших на наши органы чувств. Представление воображе­ния - это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не восприни­мались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности , связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже извест­ным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зре­ния ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К про­стым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, свя­занных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании одного из них, вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозгу двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противополож­ных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость и т. д.) обыкно­венно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к обра­зованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в дей­ствительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причины и следствие. Эти ассоциации являются основой на­ших знаний.

Принято считать, что образование связей между различ­ными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект . То есть деятельность личности - основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

Память обеспечивает целостность и развитие личности человека; занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

Рис, 4. Память в системе познавательной деятельности


Виды памяти

Виды памяти:

I. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. II. Произвольная память (информация запоминается целенап­равленно с помощью специальных приемов). Эффектив­ность произвольной памяти зависит: 1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать эк­замен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональ­ной деятельности, то информация мало забывается, 2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая па­мять - это память, основанная на повторении мате­риала без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пе­ресказ своими словами - работает логическая па­мять (смысловая) - вид памяти, основанный на ус­тановлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти;

в) образные приемы запоминания (перевод информа­ции в образы, графики, схемы, картинки) - работа­ет образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональ­ная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специаль­ные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, долговремен­ную память, оперативную память, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долго­временную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2 элементов информации. Это магическая форму­ла памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным [ доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней до ступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память - обеспечивает сохранение инфор­мации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информа­ции, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговре­менную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслитель­ных, вычислительных операций, снижается внимание, крат­ковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Память можно развивать, тренировать, значительно улуч­шать, повышать ее продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объем, быстрота, точность, дли­тельность, готовность к запоминанию и воспроизведению. На продуктивность памяти влияют субъективные и объективные причины. К субъективным причинам относятся: интерес чело­века к информации, выбранный тип запоминания, применяе­мые приемы запоминания, врожденные способности, состоя­ние организма, предшествующий опыт, установка человека. К объективным факторам, влияющим на продуктивность памяти относятся: характер материала, его количество, наглядность, ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и особенности обстановки, в которой происходит заучивание.
ВОПРОС 27

Забывание

Забывание - это естественный процесс . Подобно сохране­нию и запоминанию, оно имеет избирательный характер. Фи­зиологическая основа забывания - торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не со­ответствует его потребностям.

Забывание может быть полным или частичным, длитель­ным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Ча­стичное забывание материала происходит тогда, когда чело­век воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание, фи­зиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание - их угасанием.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быс­тро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после зау­чиваний забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну инте­ресную особенность: наиболее полное и точное воспроизведе­ние сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсро­ченное воспроизведение называется реминисценцией.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не по­нятая до конца информация забывается быстро и почти полно­стью - кривая 1 на графике); 2) повторение информации (пер­вое повторение нужно сделать через 40 минут после заучива­ния, т. к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в пер­вые дни после заучивания, т. к. в эти дни максимальны потери от забывания, лучше так: в первый день - 2-3 повторения, во второй день -1-2 повторения, в третий-седьмой день по од­ному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффектив­нее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в те­чение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызываю­щее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Рис. 5. Кривая забывания Эббингауза:


а) бессмысленный материал; б) логическая обработка; в) при повторении Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предше­ствующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное тормо­жение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

При полноценном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник», т. е. незавершенные действия запомина­лись лучше.

Для психики характерны парадоксальные явления: пожи­лые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен назы­вается «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

Важным фактором забывания обычно считают степень ак­тивности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости


Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления. Следовательно, «забывается* то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивирован­ное забывание»).

Формы воспроизведения:

Узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

Воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

Припоминание, представляющее собой наиболее актив­ную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упо­рядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информа­ции.
ВОПРОС 28

Нарушения памяти

Память - одна из самых уязвимых способностей челове­ка, ее многообразные нарушения весьма распространены. Как отмечал Ларошфуко: «все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум».

Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверен­ности и тревожности задают тематическую направленность ги­перфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем (в самой яркой образной форме) свои крайне неприятные или по­зорные поступки. Изгнать подобные воспоминания практичес­ки невозможно: они возвращаются вновь и вновь, вызывая у нас чувство стыда и раскаяния («память совести»).

Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, ча­стичная утрата способности сохранять или воспроизводить име ющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудше­ния памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов и т. п.). Затем ос­лабление памяти может принять форму прогрессирующей ам­незии. Ее причины: алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения, некоторые заболевания.

При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию , а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывает­ся то, что было усвоено совсем недавно, т. е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о после­дних годах жизни. Зафиксированные в памяти события дет­ства, юности сохраняются гораздо дольше.

Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский синдром», проявляется в том, что нарушена память на теку­щие события, человек забывает, что он только что сделал, ска­зал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний ста­новится невозможным, хотя прежние знания могут сохранять­ся.

Могут наблюдаться нарушения динамики мнестической деятельности (Зейгарник Б. В): эффективность запоминания периодически то ухудшается, то улучшается, то вновь ухудша­ется. Например, человек заучивает 10 слов, и после 3-го предъяв­ления слов запомнил 6 слов, а после пятого предъявления - уже может сказать лишь 3 слова, а после шестого - опять 6 Слов, т. е происходят колебания мнестической деятельности. Указанное нарушение памяти часто наблюдается у больных с сосудистыми заболеваниями мозга, а также после травмы моз­га, после интоксикаций как проявление общей умственной ис-тощаемости работоспособности. Достаточно часто встречаются забывчивость, неточность усвоения информации, забывание на­мерений как следствие эмоциональной неустойчивости чело­века.

Интересные факты обманов памяти, имеющих обычно фор­му крайне односторонней избирательности воспоминаний, лож­ных воспоминаний (конфибуляции) и искажений памяти. Обус­ловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворен­ными потребностями и влечениями. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких вос­поминаний происходит их полная персонификация, т. е. чело­век совершенно естественно и органично считает своими чу­жие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоми­нает о деталях событий, в которых никогда не участвовал . Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической ре­альностью.

Люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных нарушений памяти. Единственная обнаруженная зако­номерность носила самый общий характер: чем обширнее по­вреждения мозга, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой тка­ни. Даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Поэтому возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти; некоторые психологи однозначно утверждали, что органом памяти следу­ет считать весь мозг.

При прямом воздействии на некоторые участки мозга в со­знании могут всплывать сложные цепи воспоминаний, т. е. человек вдруг вспоминал то, что давно забыл, и легко продол­жал помнить «забытое» после операции. Во-вторых, был най­ден если не центр памяти, то, во всяком случае, участок, регу­лирующий перевод данных из кратковременной памяти в дол­говременную, без чего запоминание вновь поступившей новой информации невозможно. Этот центр называется «гиппокамп» и расположен в височной доле мозга. После двустороннего уда­ления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминания новых данных не наблюдалось.

Установлено, что давным-давно известные гормоны гипо­физа могут служить стимуляторами памяти. «Короткие» це­почки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долго­временную память.
ВОПРОС 29

Развитие мышления в персоногенезе

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления - рас­крытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и плани­рования.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная фор­ма психического отражения, устанавливающая связи и отно­шения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно та­ким является ребенок Виктор, выросший в джунглях и описан­ный Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышле­ния развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды - человеческого общества.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. По­началу оно в большой степени определяется развитием мани­пулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объек­том, на который оно направлено и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения об­щественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступе­ни интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления - наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце пер­вого - начале второго года жизни, еще до овладения им ак­тивной речью.

Примитивная чувственная абстракция, при которой ребе­нок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые, неустойчивые группировки предметов в классы и при­чудливые классификации.

В своем становлении мышление проходит две стадии: до-понятийную и понятийную. Допонятийное мышление - это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда оно имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете . При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большин­ство суждений - суждения по сходству, или суждения по ана­логии, поскольку в этот период в мышлении главную роль иг­рает память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь, наглядными примерами.

Центральной особенностью допонятийного мышления яв­ляется эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эго­центризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особеннос­ти детской логики, как 1) нечувствительность к противоречи­ям; 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем); 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее). «Кам­ни тяжелее, чем лед: лед легче воды, а камни идут ко дну», - рассуждает 5-летний мальчик. Для характеристики таких умо­заключений В. Штерн ввел термин «трансдукция» - умозак­лючение, переходящее от одного частного случая к другому, минуя общее", 4) отсутствие представления о сохранении коли­чества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формаль­ные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Вы­готский выделял 5 этапов в переходе к формированию поня­тий. Первый - ребенку 2-3 года - проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие - это синкре­тизм детского мышления. На II этапе - дети используют эле­менты объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары - возникает цепочка попарного сходства. III этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характери­зующие эту группу. И, наконец, у подростков 9-12 лет появ­ляется понятийное мышление , однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейс­кого опыта и не подкреплены научными данными. Совершен­ные понятия формируются на V этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений по­зволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышле­ние развивается от конкретных образов к совершенным поня­тиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отража­ет сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Таким образом, наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практи­ческими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случа­ев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и на­глядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у млад­ших школьников мыслительные операции еще связаны с кон­кретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школь­ники овладевают уже и некоторыми более сложными форма­ми умозаключений, осознают силу логической необходимос­ти. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у них развивается - сначала в простейших формах - словесно-логическое мышление, т. е. мышление в формеабстрактных понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.

В среднем и старшем школьных возрастах школьникам становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их пе­реноса и применения в различных новых ситуациях. Соверша­ется переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятий­ному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется зако­номерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая ста­дия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а со­храняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышле­ние, характерное для дошкольников, у школьников приобрета­ет новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических за­дач. Словесно-образное мышление также поднимается на бо­лее высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.


вопрос 30

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент. Послепроизвольное внимание является самым продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана, каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей. Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

Общая характеристика внимания

Виды внимания

Основные свойства внимания

Развитие внимания и наблюдательности

Литература:

Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. - М.: Мир, 1992.

Поварнин Н. И. Внимание и его роль в простейших психических процессах.

Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. - М.: МГУ, 1986.

Общая характеристика внимания

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание .

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности .

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных , т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

Различают три вида внимания:

Непроизвольное;

Произвольное;

Послепроизвольное.

В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания . В некоторых исследованиях его называют пассивным , в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.

Итак, непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей .

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес , как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое . Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте .

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие , которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности , выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания .

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека . Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Свойства внимания

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства (качества) внимания:

сосредоточенность (концентрация),

распределение,

устойчивость,

переключаемость .

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме. Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Можно представить все сложности медитации в виде хорошо знакомого образа мишени. Подобно тому как мишень служит для указания нашей цели, так и предмет медитации служит в качестве мишени внутри ума. Просто во время медитации практикующий стремится удерживать свой ум сосредоточенным на предмете медитации. Иными словами, мысли будут устремлены к определенной цели. Подобное представление мы встречаем в традиции иудаизма в виде классического талмудического обозначения умственного сосредоточения внимания, развития концентрации, кавваны, что значит «нацеленность». Само слово происходит от корня кавен - стремиться, нацеливаться. Развитие практики кавваны является главной темой иудейской мистической традиции.

Хотя вначале наша концентрация может быть и весьма краткой, но если же мы будем упорствовать в своей практике, то ее длительность будет постепенно увеличиваться. (Геше Рабтен. «Сокровище Дхармы»). Это то же самое, что и одноточечное сосредоточение ума, иначе именуемое самадхи. Проще всего созерцание, медитацию можно выразить как состояние сосредоточенного внимания.

Сосредоточение внимания — путь к концентрации

С помощью идеи о мишени, расположенной внутри нашего ума, наглядно видно, что нашей целью должно быть попадание как можно ближе к «яблочку». Конечно, легче сказать, чем сделать, что известно каждому, кто пытался осуществить подобное. И все же не следует впадать в отчаяние при первых неудачах. Трудность такой, на первый взгляд легкой, задачи признавали мудрецы и духовные наставники во все времена. В «Бхагавад- гите» Арджуна говорит: «Ум столь беспокоен, непостоянен. Ум строптив, упрям и своеволен, что трудно его обуздать, как и ветер». Нетрудно убедиться в правдивости таких слов. Достаточно часто мы сталкиваемся с сумятицей наших собственных мыслей, с мучащей нас тоской, собственным упрямством и неспособностью сосредоточиваться. И, встав на путь созерцательной практики, мы, возможно, впервые начинаем присматриваться к свойствам собственного ума. Здесь многое должно открыться и многому нужно научиться. Геше Рабтен описывает медитацию как «средство управления, укрощения и, при случае, преображения ума». Путь к подобной честолюбивой цели начинается с самого простого: мы приступаем к развитию концентрации внимания. Сюда входит уровень длительно сосредоточенного внимания и дополнительно включается элемент самонаблюдения. Подобное состояние ума существенно отличается от повседневного сознания. Простой пример позволит уяснить вам представление об одной части ума, наблюдающей за другой его частью. Наблюдайте за потоком вашего собственного сознания, следя за своими мыслями.

Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. .

Непосредственное наблюдение

Просто посидите спокойно некоторое время; достаточно будет нескольких минут. Закройте глаза и обратите внимание вовнутрь себя. Попытайтесь следить за тем, что происходит в вашем уме, и запоминать все (это легче сказать, чем сделать). По окончании запишите все мысли, что пронеслись у вас в голове за этот короткий период времени. Результаты обычно поражают; давние воспоминания, ассоциации, будущие планы и бессвязные мысли пробегают в стремительном темпе. Здесь приходит на помощь идея замедления потока сознания. Первые попытки сосредоточить внимание часто обескураживают.

Нежелательные мысли возникают как бы ниоткуда. Развитие такого умения в виде постоянной и устойчивой способности нашего сознания требует времени и усилий. Это произойдет не в течение недели, и здесь не избежать разочарований. Добиться подобного без личной самоотверженности будет нелегко. Напутствие со стороны людей опытных всегда звучит благожелательно и ободряюще: не сдавайтесь, идите вперед. Не давайте вашим мыслям увлечь себя, позвольте им уйти . Обратите ум на предмет созерцания, поставленную цель. Пусть мысли текут своим чередом. Сохраняйте сосредоточенность и внимание.

Сосредоточенное внимание требует для своего развития выработки способности концентрации сознания. К сожалению, это особое качество несет на себе налет ученической работы и принудительного обучения, которые часто оказываются бесполезными. Слишком упорно мы связываем концентрацию с умственным напряжением, интенсивным усилием и трудным занятием. Концентрация - это не цель сама по себе, а необходимое предварительное условие, которое исключает отвлечение и рассеянность внимания. Без концентрации невозможно удерживать в уме ни один из предметов медитации. Медитация начинается с концентрации, сосредоточенного внимания. Это первый шаг, но не последний. Концентрация нуждается в предмете, мишени, на которую мы должны нацелиться.

Просмотры 2 277

4.1. Внимание

Понятие внимания . Психическая жизнь человека течет по определенному руслу. Эта упорядоченность достигается благодаря особому состоянию психики – вниманию.

Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.

Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности. Внимание может быть направлено на объекты окружающего мира (внешненаправленное внимание) или на собственные мысли, чувства, переживания человека (внутреннее, или самонаправленное, внимание).

Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов, большее или меньшее углубление в содержание психической деятельности.

Проявление внимания связано с характерными внешними проявлениями:

Имеют место движения приспособительного характера – специфическая поза всматривания, вслушивания, если внимание направлено на внешние объекты. Если же оно направлено на собственные мысли и чувства, то у человека наблюдается так называемый «отсутствующий взгляд» – глаза «устанавливаются на бесконечность», благодаря чему окружающие предметы воспринимаются неясно и не отвлекают внимания;

Все лишние движения задерживаются – для напряженного внимания характерна полная неподвижность;

При напряженном внимании дыхание становится более поверхностным и редким; вдох делается короче, а выдох удлиняется;

Когда человека что-то удивляет, это четко выражается в мимике внимания: здесь оно обнаруживается, как писал Ч. Дарвин, «…легким приподнятием бровей. Когда внимание переходит в чувство неожиданности, то поднятие бровей становится энергичнее, глаза и рот сильно раскрываются… Степень раскрытия этих двух органов соответствует интенсивности чувства неожиданности»;

На основе двух критериев – соотношения внешней (поведенческой) и внутренней картин внимания – профессор И.В. Страхов выделил четыре состояния внимательности: действительная и кажущаяся внимательность и невнимательность. При действительной внимательности (невнимательности) отмечается полное совпадение внешней и внутренней картин внимания, при кажущейся – их несоответствие, расхождение.

Физиологические основы внимания . Физиологическим механизмом внимания является взаимодействие нервных процессов (возбуждения и торможения), протекающих в коре головного мозга на основе закона индукции нервных процессов, согласно которому всякий возникающий в коре головного мозга очаг возбуждения вызывает торможение окружающих участков. Эти очаги возбуждения могут быть разными по силе и величине.

И.П. Павлов выделил у животных безусловный ориентировочноисследовательский рефлекс «Что такое?». Биологическое значение этого рефлекса состоит в том, что животное выделяет в окружающей среде новый раздражитель и реагирует соответственно с его значением. Данный рефлекс является врожденным и у людей, в нем ясно прослеживается зависимость внимания от внешних раздражителей.

Этот механизм не может объяснить всей сложности произвольного внимания человека, развившегося в процессе трудовой деятельности и приобретшего новые условно-рефлекторные механизмы.

Изучая физиологическую деятельность мозга, русский физиолог А.А. Ухтомский (1875–1942) создал учение о доминанте. Доминанта – это господствующий очаг возбуждения, отличающийся большой силой, постоянством, способностью усиливаться за счет других очагов, переключая их на себя.

Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять такую степень сосредоточения человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздражители не в силах вызвать отвлечение внимания.

Понять физиологическую основу внимания помогает и открытое И.П. Павловым явление очага оптимального возбуждения – очага средней силы, очень подвижного, наиболее благоприятного для образования новых временных связей, что обеспечивает ясную работу мысли, произвольное запоминание.

Виды внимания . Принято выделять следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий.

Слово «непроизвольное» в этом словосочетании имеет несколько синонимов: непреднамеренное, пассивное, эмоциональное. Все они помогают раскрыть его особенности. Когда говорят о пассивности, имеют в виду зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, подчеркивают отсутствие усилий для сосредоточения со стороны человека. Называя непроизвольное внимание эмоциональным, подчеркивают связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями человека.

Выделяются две группы причин, вызывающих непроизвольное внимание. В первую группу входят особенности раздражителя, когда сосредоточение сознания на объекте происходит в силу именно этого обстоятельства:

Степень интенсивности, сила раздражителя (громкий звук, резкий запах, яркий свет). В ряде случаев важна не абсолютная, а относительная интенсивность (соотношение по силе с другими раздражителями, действующими в данный момент);

Контраст между раздражителями (большой предмет среди маленьких);

Новизна объекта – абсолютная и относительная (необычное сочетание знакомых раздражителей);

Ослабление или прекращение действия раздражителя, периодичность в действии (пауза в речи, мерцающий маяк).

Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Более длительное сосредоточение на объекте связывается с личностными особенностями человека – потребностями, интересами, эмоциональной значимостью и т. п. Поэтому во второй группе причин возникновения непроизвольного внимания фиксируется соответствие внешних раздражителей потребностям личности.

Произвольное внимание – это сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее волевых усилий для его поддержания.

Произвольное внимание зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что он должен делать. Произвольное внимание – продукт социального развития. Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развилась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовую деятельность.

Для возникновения и поддержания произвольного внимания необходимо соблюдение некоторых условий:

Осознание долга и обязанности;

Понимание конкретной задачи выполняемой деятельности;

Привычные условия работы;

Возникновение косвенных интересов – не к процессу, а к результату деятельности;

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие;

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека;

Создание благоприятных условий, исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей. При этом надо помнить, что слабые побочные раздражители не снижают эффективность работы, а повышают ее.

Послепроизвольное внимание – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий. По психологическим характеристикам послепроизвольное внимание близко к непроизвольному: оно также возникает на основе интереса к предмету, но характер интереса в этом случае иной – он проявляется к результату деятельности. Это можно проиллюстрировать следующим образом: вначале работа не увлекает человека, он заставляет себя заняться ею, прилагает серьезные волевые усилия для поддержания сосредоточения, но постепенно увлекается, втягивается – ему становится интересно.

Кроме этого, выделяются еще сенсорное внимание, связанное с восприятием различных раздражителей (зрительное и слуховое); внимание, объектом которого являются мысли и воспоминания человека; индивидуальное и коллективное внимание .

Свойства внимания . Говоря о развитии и воспитании внимания, имеют в виду совершенствование его свойств, которые можно условно разделить на три группы: свойства, характеризующие силу, широту, и динамические свойства внимания.

1. Свойства, характеризующие силу (интенсивность) внимания. К ним относятся сосредоточенность и устойчивость внимания.

Сосредоточенность (концентрация) – это удержание внимания на одном объекте или деятельности, полная поглощенность явлением, мыслями. Она обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

С сосредоточенностью тесно связано такое свойство, как устойчивость – время сохранения сосредоточения, длительность удержания внимания на чем-либо, сопротивляемость утомляемости и отвлечению.

Состоянием, противоположным устойчивости, является отвлекаемость, причиной которой часто бывает непосильная и чрезмерно обширная деятельность. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.

Например, при выполнении однотипных упражнений первые из них ученик делает внимательно, сосредоточенно, а дальше, когда материал уже достаточно освоен, интерес утрачивается, ребенок работает механически, устойчивость внимания страдает.

2. Свойства, характеризующие широту внимания. Это прежде всего объем внимания, измеряемый тем количеством объектов, которые могут быть одномоментно восприняты с достаточной степенью ясности.

Внимание может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Объем внимания взрослого человека равен «магическому числу Миллера»: 7 ± 2. Он зависит от многих обстоятельств: степени знакомости объектов, связи между ними, их группировки.

Во вторую группу входит и распределение внимания, которое выражается в умении удерживать в центре внимания несколько объектов, одновременно выполнять два или несколько видов деятельности. Уровень распределения зависит от характера совмещаемых видов деятельности, их сложности и знакомости.

3. Динамические свойства внимания. Это прежде всего колебание – непроизвольное периодическое кратковременное изменение интенсивности внимания, и переключение - сознательный перенос внимания с одного объекта на другой, быстрый переход от одной деятельности к другой. Переключение может быть преднамеренным, сопровождающимся участием волевых усилий (при изменении характера деятельности, постановке новых задач), и непреднамеренным, протекающим легко, без особого напряжения и волевых усилий. Если внимание «соскальзывает» со штатной деятельности, это квалифицируется как отвлечение.

Одним из распространенных недостатков внимания является рассеянность. Этим термином обозначают совершенно разные, в каком-то смысле даже противоположные состояния. В частности, это так называемая мнимая рассеянность как следствие чрезмерной сосредоточенности, когда человек ничего не замечает вокруг. Она наблюдается у людей, увлеченных работой, охваченных сильными переживаниями, – ученых, творческих работников. Истинная рассеянность представляет собой частую непроизвольную отвлекаемость от основной деятельности, слабость произвольного внимания, нарушение сосредоточенности. У людей такого типа скользящее, порхающее внимание. Истинная рассеянность может быть вызвана утомлением, начинающимся заболеванием, а может возникнуть и в результате плохого воспитания, когда ребенок не приучен к сосредоточенной работе, не умеет доводить начатое дело до конца.

Из книги 50 способов познакомиться и понравиться автора Вульф Шерин

Внимание Одно дело - пользоваться своим воображением и совсем другое - настраиваться на что-то и разочаровываться. Не надо мечтать о чем-то совсем особенном, а то потом, когда все получится не совсем так, как вам бы хотелось, вы почувствуете огорчение.К примеру, не

Из книги Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе автора Сгрийверс Йооп

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Внимание Задачи на внимание Кто скорее найдет все цифры от 1 до 90 (рис. 8.)? Проследите мысленно, без помощи ручки каждую из линий (рис. 9). Рис. 8 Рис. 9.

Из книги О технике актера автора Чехов Михаил Александрович

Внимание По мере того как путем систематических упражнений вы развиваете свое воображение, оно становится все более гибким и подвижным. Образы вспыхивают и сменяют друг друга со все возрастающей быстротой. Это может привести к тому, что вы будете терять их раньше, чем они

Из книги Полный тренинг по развитию уверенности в себе автора Рубштейн Нина Валентиновна

Внимание Ваше внимание помогает вам замечать реальность «здесь и сейчас», отсекая лишнее, беря в практику нужное, отслеживая себя и других.Часто мы не замечаем, где находятся наши мысли и переживания.19. Попробуйте в течение дня записывать, о чем вы думаете и переживаете.

Из книги Я прав - вы заблуждаетесь автора Боно Эдвард де

Внимание Искусство - это хореография внимания.Вы стоите перед красивым зданием. Оно представляется вам осмысленным целым. Затем ваше внимание переключается на колонны, расположение окон, козырек крыши, затем обратно на здание в целом, потом вновь на подробности:

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

ВНИМАНИЕ Внимание в системе психологических феноменов занимает особое положение. Оно включено во все остальные психологические процессы, выступает как их необходимый элемент, отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным. С

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

4. Внимание 1. Понятие о внимании. Виды внимания.2. Свойства внимания.3. Развитие внимания. Управление вниманием.1. О том, что же такое внимание, становится понятно из слов К. Д. Ушинского: «… Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Внимание Концепция слежения, или наблюдения, кардинально отличается от концепции восприятия; в ней делается акцент на избирательных, подготовительных, организующих и мобилизующих действиях. Это не обязательно должны быть реакции, полностью определяемые природой

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Внимание Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! С.

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

Внимание Сила истории Вы понимаете, что достигаете большего контакта с аудиторией, когда рассказываете им историю, а не связку голых фактов. И достаточно подготовлены, чтобы излагать ее с выразительностью и убеждением. Это заставляет людей сидеть и слушать. Саймон

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Внимание В когнитивной психологии основное внимание уделяется тому, как мозг обрабатывает и анализирует конкретные стимулы, поступающие из окружающей среды. Например, читая книгу, вы испытываете множество разных ощущений: чувствуете вес книги в руке; слышите звук

Из книги Шляпа фокусника. Озорная школа творчества автора Банток Ник

Внимание! Если вы хотели бы иметь краткое пособие по оригинальности, то эта книга явно не для вас!Но, с другой стороны, если вам все-таки придет в голову побродить по непроторенным дорожкам в компании с весьма сомнительной личностью, если вас не подведет чувство юмора и вы

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

4.1. Внимание Понятие внимания. Психическая жизнь человека течет по определенному руслу. Эта упорядоченность достигается благодаря особому состоянию психики – вниманию.Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Внимание Ежечасно, ежеминутно тысячи внешних стимулов лезут нам в глаза и уши, затопляя наши мозги. При этом осознаем мы – просто обращаем внимание – лишь горстку из них. Присмотритесь к тому, что вы делаете прямо сейчас, например, читая эту книгу. Поднимая глаза от текста,

2024 ilyinskieluga.ru. Недвижимость в России.