После началась праздничная пасхальная божественная литургия. Пасхальная служба в день Воскресения Христова: главные правила поведения в церкви
Самой торжественной в течение всего года является пасхальная служба в церкви, которая проходит всегда ночью. Именно по этой причине это богослужение еще называется всенощная.
Начинается служба в разных храмах по-разному, но можно ориентироваться где-то на время за час до полуночи. Потому что, в храм уже с десяти вечера собирается много народа, если стоит цель постоять поближе к алтарю и в храме принять активное участие во всем, что происходит, то важно прийти пораньше.
Совет! После полуночи проходит Крестный ход. То есть, священники организованным шествием выходят из храма и три раза обходят вокруг храма вместе со всей паствой, после этого священник поздравляет всех с наступлением Пасхи и произносит самые важные для каждого христианина слова: «Христос Воскрес». Чтобы попасть в начало Крестного хода лучше становиться на начало службы не ближе к алтарю, а ближе к выходу из храма. Потому что, именно так за процессией священников из церкви будет выходить паства. Кто стоит у алтаря выйдет из храма последним и будет завершать процессию Крестного хода.
Многие в задаются вопросом о том, во сколько начинается пасхальная служба и во сколько заканчивается. Торжественное богослужение начинается с полуночи, когда читается специальный канон, посвященный плащанице. Она еще со Страстной пятницы находится в центре храма (напоминаем, плащаница выносится в честь ткани в которую обернули тело Иисуса Христа, снятого с креста, на плащанице изображен Христос в гробу в полный рост).
Важно! Начинается пасхальная служба где-то в 23.00 в Страстную субботу, заканчивается утром с субботы на воскресенье где-то в 4.00 утра.
Всенощная уже в честь наступления начинается в субботу где-то между 23.00 и полуночью. Это богослужение оканчивается до наступления Христова Воскресенья, потому что приблизительно в полночь уже будет организован Крестный ход. А вот тогда начинается праздничная утреня. Потом уже это богослужение переходит в божественную литургию, которая начинается около часа ночи.
В сам пасхальный день в храме служится вечерня, это уже будет непосредственно в воскресенье, день Пасхи Христовой. Начало праздничной вечери в воскресенье приходится где-то с 16.00 до 18.00 в зависимости от храма и расписания прихода.
Правила подготовки к богослужению в храме на Пасху:
- Правильно одеться: чисто и опрятно, празднично и скромно. Женщины обязательно должны в церковь надеть платок, по возможности выбрать длинную юбку или платье. Стараться не одевать в храм одежду из прозрачных тканей и с глубоким вырезом, отказаться от косметики.
- Можно смело отправиться в храм даже во время менструации, хотя есть мнение о том, что нельзя в этот период женщине ходить в церковь. Можно ставить свечи, подавать записочки и проводить святые таинства.
- Перед входом в храм остановиться и три раза перекреститься, после каждого раза совершать поклон до самой земли. Креститься без перчаток и рукавиц. Если это мужчина, то перед входом в храм снять головной убор, а женщине, наоборот, обязательно покрыть голову.
- На службе нельзя разговаривать громко, пользоваться современными средствами техники, вести себя некультурно, расталкивая людей у икон. Помните, с какой целью и с какой радостью в сердце вы пришли в храм - транслируйте светлые чувства.
- К алтарю во время проведения богослужения не поворачиваются спиной. Помните о том, что женщинам в алтарь запрещено входить всегда, а мужчинам это можно делать только со специальным разрешением от батюшки.
- Важно рассказать детям до похода на службу как нужно вести себя в храме и для чего идут в церковь: там не бегают, не кричат, не смеются. Если ребенок заплакал и сложно его успокоить, лучше покинуть с ним храм, чтобы не мешать другим верующим.
- За здравие свечи ставят перед иконами любых святых, а вот за упокой на панихидный столик, который чаще всего находится рядом с распятием.
- Креститься нужно после слов священника «Господи, помилуй», а также после «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», еще после «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу».
Праздничной пасхальной службы может различаться, равно как и службы в обычные дни в каждом начинаются в свое время. Но от будничного богослужения отличается особенной праздничностью. Сколько существует христианских праздников, но самая возвышенная и радостная – на Пасху.
Служба начинается ближе к 11 часам вечера. Основную ее часть предваряет полунощница. Священники апостольские деяния и канон Великой субботы. В это время плащаница, которая выносилась на середину храма накануне праздника, уносится на до самого Вознесения.
Если вы хотите попасть в храм на пасхальную службу, придти лучше заранее. Ночью на Пасху в церковь приходит очень много людей: не только глубоко верующих, но и просто желающих посмотреть. Запоздав, можно вовсе не попасть внутрь храма.
Вскоре начинается самая впечатляющая часть богослужения – крестный ход. Прихожане медленно выходят из храма и, следуя за священниками, несущими хоругви, обходят трижды. Церковнослужители читают молитвы, поют тропари. Главный праздничный тропарь поет трижды: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Ночью можно освятить принесенную с собой еду. У христиан принято освящать крашеные яйца и куличи. Некоторые люди приносят и продукты, которые будут на пасхальном столе. Только не приносите алкоголь! Церковь это не приветствует.
Продолжение пасхальной службы
После полунощницы праздник продолжает заутреня. Кульминацией пасхальной службы является христосование. Все священнослужители и прихожане поздравляют друг друга с Воскресением Христовым пасхальным приветствием. Люди произносят «Христос !» и отвечают «Воистину воскресе!» После этого троекратно целуются и обмениваются освященными яйцами. Многие после этой части праздничного богослужения храм покидают, тем более что происходит христосование уже около часа ночи. Но большинство прихожан все-таки остаются, так как проходит праздничная литургия с причастием Крови и Плоти Христова. Причаститься на Пасху считается особенной благодатью. Поэтому такой шанс упускать никто не хочет. В зависимости от того, скольким захочется причаститься, так долго и будет длиться пасхальная служба. В результате она может идти до самого утра.Самым величавым, праздничным и веселым богослужением Православной Церкви является богослужение Святой Пасхи . В сей день все верующие вспоминают о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых.
Праздничное богослужение Светлого Праздничка богато высокохудожественными песнопениями и проникновенными священнодействиями, в каких ясно выражены глубочайшие правды веры христианской в связи с величайшим событием Воскресения Христова.
Приблизительно в половине двенадцатого в ночь с Величавой Субботы на Воскресенье начинается последование пасхальной полунощницы , во время которой священник с диаконом заносят Плащаницу (полотно с изображением положенного во гроб тела Иисуса Христа) на собственных главах в алтарь через королевские врата, и считают ее на престоле, где Плащаница остается до отдания Святой Пасхи в символ сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении.
Священнослужители облачаются в торжественные светлые облачения. Звонят колокола - благовест возвещает о приближении величавой минутки Воскресения Христова.
Ровно в полночь священнослужители в алтаре, который знаменует Небо, при закрытых королевских воротах начинают тихо петь стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби незапятнанным сердечком Для тебя славити». Во 2-ой раз священнослужители поют эти слова громче, также в алтаре, однако уже с отдернутой заавесью королевских ворот - в символ того, что величавые судьбы населения земли открываются на Небесах до этого, чем являются на земле. Открываются Королевские Врата, и стихира, еще больше высочайшим голосом, поется выходящим из алтаря духовенством в 3-ий раз до середины, а певцы, стоящие на середине храма, поют окончание от лица всех молящихся.
Начинается трезвон. Крестный ход выходит из храма и, подобно святым женам-мироносицам, ходившим с запахами «зело рано ко Гробу», обходит вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе...» и останавливается перед закрытыми западными дверьми храма, вроде бы у дверей гроба, где святые жены-мироносицы получили первую известие о Воскресении Христовом. Трезвон прекращается.
Настоятель, покадив иконы, сослужителей и всех молящихся, становится лицом на восток, держа в левой руке Крест с трисвещником, три раза начертывает знамение Креста кадилом пред закрытыми церковными дверьми и начинает Светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней!..» - и, подобно ангелу, возвестившему святым женам-мироносицам о Воскресении Христовом, совместно с духовенством три раза поет всерадостный тропарь Святой Пасхи: «». В этом тропаре содержится основная идея Праздничка, что Христос воскрес, Своею смертию попрал погибель и тем положил начало новейшей, нескончаемой жизни. Прямо за духовенством хор три раза повторяет тропарь.
Потом священник произносит стихи старого предсказания св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...» , чем трогательно выражает крепкую веру ветхозаветных праведников в Воскресение будущего Спасателя и их надежду, что Воскресение будет победой над адом и приведет их к нескончаемой удовлетворенной жизни. Хор от имени верующих на каждый стих священнослужителей пением «Христос воскресе...» вроде бы отвечает ветхозаветным праведникам, что предсказания исполнились, Христос воскрес, погибель уничтожена и праведникам дана жизнь нескончаемая.
Открываются двери храма , где пылают все осветительные приборы и лампады. Все, ликуя, поют: Священнослужители входят в алтарь в открытые королевские врата, которые не запираются во все дни Светлой седмицы - в символ того, что с Воскресением Господа Королевство Небесное открыто для всех верующих.
Следующее богослужение пасхальной заутрени состоит в основном из пения канона с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых!..» . Это величавое и праздничное песнопение в честь Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых и Его Божественного величия принадлежит святому Иоанну Дамаскину и, согласно с высочайшими идеями о Пасхе святых отцов и учителей Церкви, служит источником всех наших светлых духовных радостей о Воскресшем Господе, безграничной преданности и любви к Нему.
Во время пения каждой песни канона священник с трисвещником и Крестом, как знамением победы Христа над гибелью, в предшествии диакона со свечой кадит святые иконы и молящихся, приветствуя их пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!», чтоб в эту спасительную и светозарную ночь никто не остался в колебании, когда из Гроба воссиял всем безначальный Свет. На приветствие священника молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!». Каждения и приветствия, совершаемые священнослужителями, напоминают о неоднократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам и о радости их при виде Спасателя.
В конце утрени , во время пения стихир Пасхи, после слов: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением» , священнослужители в подражание ученикам Христовым (Лк. 24, 14-35) отрадно приветствуют друг друга. «Христос воскресе!» - восклицает один, обращаясь к другому, исповедуя правду Воскресения Христова, а иной в утверждение веры в Воскресшего Господа отвечает: «Воистину воскресе!» - и тем выражает надежду на наше будущее воскресение из мертвых.
Все верующие начинают также приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», три раза целуют друг друга и обмениваются красноватыми пасхальными яичками, которые служат для христиан эмблемой Воскресения: из-под мертвой скорлупы яичка рождается жизнь, которая была скрыта, как в гробе. Красноватый цвет яичка припоминает верующим, что новенькая, нескончаемая христианская жизнь приобретена бесценною Пречистою Кровию Господа Иисуса Христа.
В самом конце Светлой Утрени звучит замечательное по глубине мысли и силе чувства Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, который призывает всех ликовать: «Богатии и убозии, вместе ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь...» и возглашает нескончаемую победу Христа над гибелью и адом: «Где твое, смерте, нажимало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый не един во гробе».
В торжественном отпусте: который священник произносит с Крестом в руках, осеняя им на три стороны молящихся, и в приветствии: «Христос воскресе!» - Святая Церковь вновь коротко, однако торжественно прославляет тридневного от гроба Христа Жизнодавца.
По многолетнах совершаются пасхальные часы и Литургия по чину святого Иоанна Златоустого .
По исходном литургийном возгласе: «Благословено Королевство...» - священнослужители поют: «Христос воскресе...» - и стихи: «Да воскреснет Бог...», возвещая этим веселым песнопением, что Литургия, совершаемая во славу Пресвятой Троицы и в воспоминание Крестной погибели и Воскресения из мертвых Христа Спасателя, сейчас отдельно прославляет само событие Воскресения Христова. При каждении во время пения этих стихов священник, с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, приветствует молящихся: «Христос воскресе!»
В пении пасхальных антифонов: «Воскликните Господеви, вся земля!..» (Пс. 65), «Боже, ущедри ны и благослови ны...» (Пс. 66), также в произнесении входного стиха: «В церквах благословите Бога...» - Святая Церковь призывает всю вселенную воздать славу Воскресшему Господу.
За пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...» читается Апостол из книжки Деяний (1, 1-8), содержащей ясное свидетельство о многократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам. Дальше наступает праздничное чтение Евангелия , благовествующего о возвышенном учении евангелиста Иоанна Богослова о Лице Господа нашего Иисуса Христа, о Его Божестве (Ин. 1, 1-17): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог...». В огромных храмах Евангелие читается на разных языках: еврейском, греческом и римском, на которых была изготовлена надпись на Кресте Христовом, также и на новых языках мира, благовествующих правду веры Христовой в символ радости о Божественной славе Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца. Чтение Евангелия сопровождается гулом колокола и завершается коротким трезвоном, вроде бы возвещающим всему миру о славе Воплотившегося Бога Слова.
Вся служба Божественной литургии проходит под знаком высочайшей светлой пасхальной радости. К особенностям службы следует отнести неоднократное удовлетворенное повторение в направление службы тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию погибель поправ и сущим во гробех животик даровав! »
По заамвонной молитве на аналое, перед образом Воскресения Христова, полагается особо приготовленный хлеб, называемый по-гречески артосом, совершается каждение, освящение артоса молитвой и окропление его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. В молитве на освящении артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недуга и заболевания, о даровании здравия вкушающим святой артос. Артос остается в храме на аналое в направление всей Светлой седмицы в воспоминание тех расчудесных явлений Воскресшего Господа, очевидцами и свидетелями которых были апостолы, также в символ невидимого присутствия посреди верующих Воскресшего Господа.
В заключение пасхальной литургии священник поет первую половину тропаря «Христос воскресе...», а хор кончает: «И сущим во гробех...» Дальше священник произносит торжественный отпуст с Крестом в руках, как и на пасхальной утрени: «Христос, воскресый из мертвых...», и кончает литургию осенением Крестом молящихся с восклицанием (три раза): «Христос воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину воскресе!»
Хор поет (три раза): «Христос воскресе из мертвых...» (резвым напевом) - и кончает: «И нам дарова животик нескончаемый; покланяемся Его тридневному Воскресению».
Под праздничный колокольный гул верующие, полные светлых пасхальных радостей, подходят ко Святому Кресту и в духовном экстазе приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»
Первоисточники:
Дополнительно на сайт:
В настоящее время главное пасхальное богослужение начинается ночью в воскресный день, когда Церковь начинает торжественно встречать праздник Воскресения Христова. Такая традиция восходит к первым христианам. Уже в глубокой древности (в первых веках распространения веры) верующие люди бодрствовали в ночь на Пасху, вознося свои молитвы ко Господу.
Сейчас богослужение в ночь Пасхи начинается с полунощницы, на которой читается специальный канон перед святой плащаницей, лежащей в центре храма. Время начала полунощницы обычно 23:00 дня Великой субботы. Иногда это богослужение начинается в половине двенадцатого. По традиции это богослужение должно окончиться до наступления воскресенья.
Ночью с наступлением пасхального воскресенья начинается праздничный крестный ход (12 часов ночи), после которого совершается праздничная утреня, переходящая в пасхальные часы и литургию. Продолжительность утрени около часа. Таким образом, начало божественной литургии на день Пасхи Христовой приходится на время приблизительное к часу ночи воскресного дня.
Примечание: богослужение пасхальной литургии может начаться и позднее, например в 1:30. Это обуславливается продолжительностью утрени и пасхальных часов, на которых праздничные песнопения могут пропеваться хором более растяжно и продолжительно.
Вечером на Пасху служится праздничная вечерня. Начало этого богослужения может приходиться на промежуток времени с 16:00 до 18:00 в зависимости от благословения настоятеля прихода.
Время начала богослужения на Светлой седмице
Дни Светлой седмицы ознаменованы ежедневными пасхальными богослужениями. Вечерами отправляются службы вечерни, утрени и одного пасхального часа, а утром в храмах совершаются богослужения божественной литургии.
Время начала вечернего богослужения в различных приходах варьируется от 16:00 до 18:00 (наиболее распространенное время начала этих служб). Литургия на Пасхальной неделе начинается в 8:00 или 9:00. Приблизительно за полчаса (двадцать минут) перед началом главного православного богослужения совершается пение пасхальных часов.
Пасха в 2019 году по-прежнему остается важным религиозным праздником. В пасхальное воскресенье традиционно проводится праздничное богослужение. На Пасху многие верующие люди планируют посещение церкви и освящение яиц, куличей.
Пасха – это один из самых великих и важных праздников для всех верующих людей. Традиционно в пасхальное воскресенье проводится праздничное богослужение. На Пасху многие люди стараются побывать на службе в церкви и, конечно, посвятить яйца, куличи.
Когда начинается и заканчивается пасхальная служба
Обратите внимание! Великий религиозный праздник всегда начинается в полночь с великой субботы на воскресенье. В храмах проводится светлая пасхальная заутреня, торжественная церковная служба. Во время заутренней можно причаститься, если в страстную неделю человек исповедался. После этого проводится пасхальная литургия. Такая церковная служба заканчивается примерно в 3 часа утра.
Прихожане вместе зажигают свечи. Затем верующие ожидают, когда священнослужители выйдут из церкви и совершат крестный ход с праздничным церковным пением. Этот обряд традиционно проводится ночью, ближе к утру. Народ радуется пасхальному воскресенью.
Факт! Во время богослужения проводится освещение куличей и крашеных яиц. Считается, что после того, как верующие вернутся домой и организуют воскресный обед, нужно отведать куличи и яйца.
По какой схеме проводится пасхальная служба
Пасхальная служба начинается поздно вечером в субботу. При этом служба проводится по определенным этапам:
- Изначально выносится плащаница. Это происходит примерно за полчаса до полуночи.
- На следующем этапе в алтаре поют стихиру.
- После песнопений священники и прихожане участвуют в небольшом крестном ходе вокруг храма.
- Светлая утреня начинается с использования кадила и креста с трисвечником.
- Пасхальная заутреня также относится к важному обряду. Во время заутрени служители храма выносят специальный хлеб, приготовленный по старинным рецептам на Пасху.
- Служба всегда завершается звоном колоколов. Верующие поздравляют друг друга традиционными фразами: Христос Воскрес – Воистину Воскрес.