Презентация на тему способности по психологии. Презентация на тему " способности"
Презентация на тему "Способности" по обществознанию в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о том, что такое способности и задатки, какие существуют типы способностей и как они формируются.
Фрагменты из презентации
Понятие о способности.
- Способности - индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности.
- Деятельность является первой пробой способностей и условием их развития.
- По Б.М. Теплову: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
- Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.
Формирование способностей. Развитие природных задатков.
- Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков.
- Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
- В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.
Типы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные.
- Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
- Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
- Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д.
- Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.
ЛИТЕРАТУРА Ю.Б. Гиппернрейтер. Введение в общую психологию. М., 1996, с Р.С. Немов. Психология. М., 1995, 1, С Ильин Е.П. Психология. – СПб, М., 2004, С Общая психология./ Е.И. Рогов. М., 1995, С Одаренные дети. / Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М., 1991.
Б.М. Теплов выделил следующие 3 признака понятия «способность»: 1. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. 2. Способности имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. 3. Способности не сводятся к ЗУНам, которые выработаны у человека.
Доказательства врожденности способностей 1) Проявление способностей в раннем детстве; Моцарт – способности обнаружились в 3 года, композитор Гайдн – 4 года, математик Гаусс – 4 года. 3-х летний Ким Юн Ван (Корея) бегло изъяснялся на 3 языках, играл в шахматы. В конце 3 месяца – 19 зубов. Первые слова – на 4 месяце, в 5 – ходить, 6 – самостоятельно гулять, в 7 месяцев – читать, писать, играть в шахматы. В начале 2-го года – говорить по- английски, через месяц – по-немецки, еще через 2 месяца – по- китайски.
Доказательства приобретенности способностей 1)Применение эффективных технологий обучения позволяет развивать способности у всех детей. В Москве учитель музыки М.П.Кравец обучал неспособных в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня музыкальной консерватории;
Многие ученые сходятся во мнении, что врожденными являются задатки, а способности приобретаются. Задатки - это особенности строения головного мозга, органов чувств, органов движения, данные каждому от рождения (задатки певца- голосовой аппарат; фотомодели- внешность и т.п.) Задатки являются врожденной основой способностей.
2.Виды способностей Существует несколько классификаций способностей. 1. По проявлению способностей во многих или одном виде деятельности: 1) общие способности, позволяющие успешно выполнять не одну, а несколько видов деятельности (умственные, практические, коммуникативные и др.); 2) специальные способности, позволяющие успешно выполнять определенный вид деятельности (музыкальные, кулинарные, технические и др.);
3. По масштабу развитости: 1) одаренность – высокий уровень развития способностей; 2)талант – уровень развития способностей, который позволяет осуществить глубоко оригинальную творческую деятельность; 3) гениальность – сочетание талантов, которое позволяет гению в определенной деятельности, имеющей мировое значение, определять историческую эпоху, культуру.
Гением надо родиться. Но рождаются они не всегда у талантливых родителей. А иначе бы дети гениев, тоже были бы гениями. Причем, во многих семьях из нескольких детей может быть один талантливым, а остальные просто обыкновенными. /Например, их всех братьев Толстых гениальным стал только Лев Николаевич, а из 14 братьев и сестер Менделеевых – только Дмитрий Иванович; из трех братье Павловых – только физиолог Иван Петрович/.
3. Понятие о структуре способностей. Структура педагогических способностей Способности человека к определенной деятельности представляют собой совокупность психологических качеств, имеющих сложную структуру. В этой структуре выделяются ведущие и подчиненные качества. Структура способностей – это набор психологических качеств, обеспечивающих успех в определенной деятельности.
Структура педагогических способностей Ведущие способности: - любовь к детям, - желание общаться с детьми, - коммуникативные – умения общаться, - академические – способность к преподаваемому предмету, - дидактические -способность делать учебный материал доступным детям, увлекать учебным материалом; - перцептивные - способность понимать детей, - содержательность и яркость речи, - организаторские способности и др. Вспомогательные: изобразительное, музыкальное, актерские и др.
Cлайд 1
План: Понятие о способности. Способности и деятельность. Формирование способностей. Развитие природных задатков. Типы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные.Cлайд 2
Способности- индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности. Деятельность является первой пробой способностей и условием их развития. По Б.М. Теплову: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.Cлайд 3
Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.Cлайд 4
Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков. Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.Cлайд 5
Cлайд 6
Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.Cлайд 7
Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.Урок № 7
Урок № 7
Тема урока:
Тема урока:
Способности как психическое
Способности как психическое
свойство
свойство
План
1. Понятие о способностях
2. Физиологические основы способностей
3. Учёные о способностях
4. Структура способностей
5. Виды способностей
6. Формирование способностей
Актуальность проблемы
Одной из самых сложных и интересных
проблем психологии является проблема
индивидуальных различий. Психические
свойства и качества людей
свойства и качества людей
формируются в жизни, в процессе
обучения, воспитания, деятельности.
Центральным моментом в
Центральным моментом в
индивидуальных особенностях человека
являются его способности. Именно они
определяют становление личности и
обуславливают степень яркости ее
индивидуальности.
индивидуальности.
Понятие о способностях
..Способности – индивидуальнопсихологические
особенности человека, которые выражают его
готовность к овладению определенными видами
деятельности и к их успешному осуществлению
(Ю.Б.Гиппенрейтер).
Способности
Способности
Термин «способности» широко используется
..
не только в психологии, но и в других науках.
Способности выступают как
свойства души человека и
включают в себя всевозможные
психические процессы и
состояния.
Такая характеристика
способностей является
наиболее старой
Способности – это такой
уровень развития знаний,
умений и навыков у человека,
который позволяет ему успешно
справляться с различными
видами деятельности.
Такое определение широко
применялось в XVIII–XIX вв
Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям,
умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и
эффективно применять в практической деятельности.
Физиологическая основа
Физиологическая основа
способностей
способностей
..
Способности не могут быть ни врождёнными, ни
генетическими образованиями – они продукт развития.
Врождёнными факторами, лежащими в основе
способностей, являются задатками
Задатки определяются как анатомо
физиологические особенности
мозга, нервной и мышечной систем,
анализаторов или органов чувств
Б. М. Теплов в качестве основных
признаков способностей выделяет
следующие:
.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с
Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с
реальностью.
реальностью.
реальностью.
Учёные о «способностях»
Учёные о «способностях»
С.Л. Рубинштейн говорит, что
способности имеют органические,
наследственно закрепленные
предпосылки для их развития в виде
задатков.
Наличие у человека определенной
способности означает пригодность его
к определенной деятельности.
Способность должна включать в себя
различные психические свойства и
качества, необходимые в силу
характера этой деятельности и
требований, которые она предъявляет.
Рубинштейн С.Л
Способности
Слайд 2
Способности –это такая совокупность (врождённых и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств, которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием её успешного выполнения.
Слайд 3
Три признака способностей (по Б.М.Теплову):
Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.
Слайд 4
Определение способностей В.Д.Шадрикова
Способности – свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющихся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических свойств. Индивидуальная мера выраженности – производительность, качество, надёжность.
Слайд 5
Основанием развития способностей являются задатки. Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу формирования и развития способностей. Задатки неспецифичны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, педагогом, композитором и т.д.
Слайд 6
Успешность выполнения какой-либо деятельности определяется сочетанием различных способностей.
«Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. (Б.М.Теплов)
Слайд 7
Способности существуют в постоянном процессе развития
Уровни развития способностей: Одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельностью. Талант – высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, художественных, литературных, математических и т.д.) Гениальность – высший уровень развития способностей.
Слайд 8
Виды способностей
Слайд 9
Общие способности, определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, творческие способности и т.д.). Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют одаренностью. Специальные способности, определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга.
Слайд 10
Формула способностей
Объективная Способность - продуктивность/«цена» Субъективная Способность – успешность/трудность
Слайд 11
Неспособных людей нет!
Есть люди активные и пассивные Есть люди трудолюбивые и ленивые Всё можно и нужно развивать!
Слайд 12
Спасибо за внимание!
Слайд 14
Интеллект (Векслер) – это общая способность человека
Рационально мыслить Целесообразно действовать Эффективно функционировать в социальной среде
Слайд 15
КЛАССИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Д. ВЕКСЛЕРУ IQ Уровень интеллекта Процент проявления 130 и выше Очень высокий интеллект 2.2 120-129 Высокий интеллект 6.7 110-119 «Отличная норма» 16.1 90-109 Уровень большинства лиц 50.0 80-89 Сниженная норма 16.1 70-79 Пограничный класс 6.7 69 и ниже Умственный дефект 2.2